ИСТОРИЯ РОССИИ с 1682 до 1801 г.
Что нужно знать/уметь по теме
ЗНАТЬ:
События, явления, процессы:
История России:
Россия в эпоху преобразований Петра I: Причины и предпосылки преобразований.
Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.
Эпоха «дворцовых переворотов»: Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг.
Россия в 1760–1790-е гг.: «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России.
Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство. Внутренняя и
внешняя торговля. Социальный строй. Народы России. Национальная политика. Обострение социальных противоречий их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Внешняя политика России в период правления Екатерины II, её основные задачи, направления, итоги. Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий. История зарубежных стран (события, процессы, явления), знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ: Правление Людовика XV во Франции. Правление Фридриха II в Пруссии.Движение луддитов в Англии. «Бостонское чаепитие». Принятие Декларации независимости США. Принятие конституции США. Начало революции во Франции (1789 г.). Принятие Декларации прав человека и гражданина. Принятие Билля о правах в США. Президентство Дж. Вашингтона в США. Начало революционных войн Франции. Крушение монархии во Франции. Приход к власти во Франции якобинцев. Казнь короля Людовика XVI во Франции.
Итальянский поход Наполеона Бонапарта. Египетский поход Наполеона Бонапарта.
Государственный переворот Наполеона Бонапарта 18–19 брюмера.
Процессы, явления истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 21 ЕГЭ: «Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии. Характерные черты международных отношений XVIII в. Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
УМЕТЬ:
Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Использовать исторические понятия и термины в историческом контексте. Группировать исторические явления и события по заданному признаку. Проводить атрибуцию письменного исторического источника. Осуществлять поиск информации в письменном историческом источнике. Использовать контекстные знания при работе с письменным историческим источником. Работать с информацией, данной в виде таблицы. Проводить атрибуцию исторической карты
(схемы). Самостоятельно определять объекты, обозначенные на карте (схеме). Использовать контекстную информацию при работе с исторической картой (схемой). Соотносить информацию, представленную на карте с информацией, представленной в форме текста. Проводить атрибуцию вещественного исторического источника на основе изобразительной
наглядности. Анализировать изображение, связанное с определенной исторической эпохой, делать выводы. Анализировать историческую ситуацию, делать выводы. Самостоятельно аргументировать данную точку зрения. Самостоятельно формулировать причинноследственные связи. Самостоятельно определять влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России. При написании последовательного связного текста избегать фактических ошибок.