• +7(905)-065-40-55; доп. +7908-958-36-33
  • pavelkozlenkov@yandex.ru
  • Воронежская область. с. Новая Усмань

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАЧАЛА XVI В.

Образование Руси: Исторические условия образования государства Русь. Формирование
территории. Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение для общества и государства. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в.: Территория, органы власти, социальная структура,
хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право. Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура. Русь в середине XII – начале XIII в.: Формирование системы земель – самостоятельных государств. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры. Русские земли в середине XIII – XIV в.: Возникновение Монгольской империи. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости
русских земель от ордынских ханов. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная Церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.
Формирование единого Российского государства в XV в.: Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобица в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Создание общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого
государства. История зарубежных стран (события, процессы, явления), знание которых может проверяться в задании 2 ЕГЭ: Падение Западной Римской империи. Возникновение государства франков. Правление Юстиниана в Византийской империи. Возникновение ислама. Возникновение государства у арабов. Провозглашение Карла Великого императором. Распад Франкской империи. Образование Священной Римской империи. Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). Нормандское завоевание Англии. Крестовые походы. Захват Константинополя крестоносцами. Принятие Великой хартии
вольностей в Англии. Возникновение английского парламента. Созыв Генеральных штатов во Франции. Столетняя война. Жакерия во Франции. Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии. Битва на Косовом поле (1389 г.). Гуситские войны. Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Людовика XI
во Франции. Падение Византийской империи. Правление Генриха VII в Англии.
Процессы, явления истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в задании 21 ЕГЭ: Основные направления развития цивилизаций Древнего Востока. Основы Древнегреческой цивилизации. Период эллинизма. Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Рима. Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья. Западное христианство. Возникновение и развитие ислама. Периодизация истории России, годы (даты) основных событий, в том числе: 862 – «призвание» Рюрика

УМЕТЬ:
Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Использовать исторические понятия и термины в историческом контексте.
Группировать исторические явления и события по заданному признаку. Проводить атрибуцию письменного исторического источника. Осуществлять поиск информации в письменном историческом источнике. Использовать контекстные знания при работе с письменным историческим источником. Работать с информацией, данной в виде таблицы. Проводить атрибуцию исторической карты (схемы). Самостоятельно определять объекты, обозначенные на карте (схеме). Использовать контекстную информацию при работе с исторической картой (схемой). Соотносить информацию, представленную на карте с информацией, представленной в форме текста.
Проводить атрибуцию вещественного исторического источника на основе изобразительной наглядности. Анализировать изображение, связанное с определенной исторической эпохой, делать выводы. Анализировать историческую ситуацию, делать выводы. Самостоятельно аргументировать данную точку зрения.
Самостоятельно формулировать причинно-следственные связи. Самостоятельно определять влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России. При написании последовательного связного текста избегать фактических ошибок.

Основные исторические понятия, в том числе:
Автокефалия (церковная). Базилика. Балты. Баскак. Берестяные грамоты. Былины. Вече. Военный монашеский Орден. Вотчина. Герб. Город. Граффити. Гривна. Дань. Десятина. Дружина. Жития. Закупы. Инок (монах). Ислам. Иудаизм. Князь. Кормление. Крестовокупольный храм. Крестоносцы. Крестьяне. Купцы. Курултай. Летопись. Люди. Митрополит. Мозаика. Монастырь. Орда. Плинфа. Подсечно-огневая и переложная системы земледелия. Половцы. Полюдье. Поместье. Посадник. Православие. Преподобный. Присваивающее и производящее хозяйство. Русь. Святитель. Село. Скифы. Славяне. Смерды. Традиционные верования. Финно-угры. Фреска. Холопы. Христианство. Царь. Централизация. Ярлык.